Электроэнергетика

Распределительные сети 

Распределительные сетевые компании (РСК) — юридические лица, осуществляющие деятельность по передаче электроэнергии по распределительным сетям с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети), по присоединению установок потребителя к распределительным электросетям. РСК создавались в процессе осуществления разделения по видам деятельности, при котором все энергоснабжающие организации страны (независимо от форм собственности) разделили функции по передаче электрической энергии и поставки электроэнергии потребителям (гл. 3).

Наиболее крупные распределительные компании создавались в процессе разделения АО-энерго по видам деятельности и последующей межрегиональной интеграции. В результате было создано 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК):

- ОАО "МРСК Центра";

- ОАО "МРСК Урала";

- ОАО "МРСК Волги";

- ОАО "МРСК Юга";

- ОАО "МРСК Северо-Запада";

- ОАО "МОЭСК";

- ОАО "МРСК Северного Кавказа";

- ОАО "Ленэнерго";

- ОАО "МРСК Сибири";

- ОАО «Тюменьэнерго»;

- ОАО "МРСК Центра и Приволжья".

В дальнейшем (в процессе реорганизации РАО «ЕЭС России») была создана специальная холдинговая компании, контрольный пакет акций которой принадлежит государству – ОАО «Холдинг МРСК». На данном этапе ОАО «Холдинг МРСК» приступил к исполнению своих функций, к которым относятся: корпоративное управление МРСК; внедрение и контроль соблюдения методологии деятельности МРСК; оперативный контроль их деятельности.

В сою очередь для каждой МРСК основными функциями являются: повышение надежности и качества функционирования распределительного электросетевого комплекса; позиционирование компаний распределительного электросетевого комплекса на рынке; повышение финансовой эффективности деятельности; привлечение капитала и присоединение новых потребителей.

В соответствии с законодательством, до 2010 года предусмотрено сохранение государственного контроля за деятельностью МРСК. В дальнейшем, возможно принятие государством стратегического решения о распоряжении пакетами акций распределительных сетевых компаний, исходя из целей государственной экономической политики, в том числе возможность приватизации принадлежащих государству пакетов акций при условии установления регуляторного режима, обеспечивающего недискриминационный доступ к сетям.

Системный оператор

Под системой оперативно-диспетчерского управления понимается комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах ЕЭС России и технологически изолированных энергосистем.

Созданная в советское время система оперативно-диспетчерского управления претерпела значительные изменения при распаде СССР (гл. 1,2), в том числе:

центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР преобразовано в ЦДУ России, взаимодействующее как равный субъект с высшими органами диспетчерского управления суверенных государств (Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики, Казахстана, Закавказья);

ЦДУ России и объединенные диспетчерские управления объединенных энергосистем Центра, Северо-Запада, Средней Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Востока включены в состав ОАО РАО «ЕЭС России».

В конце 90-х гг. XX в. процесс либерализации хозяйственных отношений в сфере производства и потребления электроэнергии потребовал создания соответствующей надежной инфраструктуры на базе сложившейся системы оперативно-диспетчерского управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» задача сохранения и укрепления системы оперативно-диспетчерского управления в новых условиях, а также развития инфраструктуры рынка электроэнергии (мощности) решалась путем создания Системного оператора — специализированной инфраструктурной организации, оказывающей всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы ЕЭС и организующей деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии.

В рамках данной деятельности Системный оператор осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномочен на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

В свою очередь, управление технологическими режимами Системным оператором осуществляется через иерархическую трехуровневую систему диспетчерских центров:

·  Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) — осуществляет управление режимами работы ЕЭС России, управляет деятельностью диспетчерских центров второго уровня и организует совместную работу ЕЭС России с энергосистемами других государств;

·  Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) — осуществляют управление режимами работы на части территории ЕЭС России и управляют деятельностью диспетчерских центров третьего уровня.

·  Региональные диспетчерские управления (РДУ) — осуществляют управление режимами работы на части территории ЕЭС России под руководством вышестоящих диспетчерских центров Системного оператора ЕЭС.

В соответствии с планами реформирования электроэнергетики 13 июня 2002 г. на базе центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений было учреждено Открытое акционерное общество «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») в качестве 100 %-ного дочернего общества ОАО «РАО «ЕЭС России».

Поскольку ОАО «СО—ЦДУ ЕЭС» является монополистом, его деятельность отделена от других видов деятельности в отрасли, а оплата предоставляемых услуг осуществляется на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом — Федеральной службой по тарифам.

В завершающем этапе реформирования контроль над Системным оператором полностью перешел в руки государства.

На главную